ИЖ

Автомобили ИЖ в СССР считались примерно четвёртыми в народном рейтинге притягательности среди отечественного личного автотранспорта. При этом за ними стояла некая аура избранности и принадлежности к вершинам советской.

В середине 60-х годов 20 века возникла ситуация, когда срочно было необходимо увеличить массовый выпуск легковых автомобилей для продажи населению – этот сектор в СССР сильно отставал. Разные мнения на этот счёт были у министра оборонпрома Устинова и предсовмина Косыгина. Первый хотел построить завод на базе своего министерства в Ижевске, а второй ратовал за покупку готового завода вместе с лицензией на автомобиль в одной из капиталистических стран.

Первый, а впоследствии Генеральный, секретарь ЦК КПСС Брежнев принял решение развивать оба направления. В Италии был куплен и построен ВАЗ, а Ижмаш получил добро на строительство нового автозавода. В качестве первой модели новой марки была выбрана продукция Московского автомобильного завода.

Первые Москвичи 408 начали выпускаться в Ижевске ещё до окончания строительства большого завода, на имеющихся мощностях Ижмаша. Машина обладала современным кузовом при несколько устаревшем моторе со штанговым приводом клапанов. Мощности не хватало.

К этому времени Уфимский моторостроительный завод уже разрабатывал полуторалитровый двигатель для Москвича, созданный по мотивам одного из лучших моторов БМВ. Первым крупносерийным автомобилем под маркой Ижевского завода стал именно Москвич-412 с этим двигателем. Машина уже выпускалась на МЗМА, впоследствии АЗЛК, пользуясь большой народной любовью. Крепкий, надёжный семейный седан с мощным мотором и неубиваемой подвеской был как раз тем автомобилем, который полностью соответствовал условиям советской действительности. Могучая балка заднего моста на рессорах, независимая подвеска спереди из четырёх рычагов, отштампованных из толстой листовой стали, аккуратный, хоть и тесный, салон с великолепной обзорностью и дизайн экстерьера на мировом уровне.

Дальнейшим развитием Москвича 412 ижевского производства стала модель ИЖ Комби. Первый в СССР лифтбек стал бестселлером, такой кузов обладал очень нужной советскому человеку практичностью, ведь купить универсал тогда было почти нереально, а хэтчбеки ещё не выпускались.

Возможно, главным приобретением советского общества стал грузовой автомобиль ИЖ 2715. Газелей ещё не было, минимальным по грузоподъёмности транспортным средством был 2,5-тонный ГАЗ 51, поэтому ижевский фургон на базе М 412 захватил огромную нишу мелких грузоперевозок. В народе его называли пирожком, каблуком, даже верблюдом, а он упорно трудился, несмотря на свой неприспособленный к такой работе двигатель и слабоватую коробку передач. И протрудился до 2001 года, а есть и поныне работающие экземпляры.

Последним чисто ижевским автомобилем стал ИЖ 2126, изначально названный Орбитой, а потом переименованный в Оду. Это была довольно интересная модель, выгодно отличавшаяся от массово появившихся в СССР хэтчбеков ВАЗ, АЗЛК и ЗАЗ советской консервативностью. Задний привод, надёжные, простые, хоть и устаревающие двигатели, традиционная репутация народных ижевских машин. Широко рекламировался её оцинкованный кузов. Позже на базе ИЖ 2126 появился универсал Фабула.

Распад СССР, провалы в экономике, массовое появление иномарок вторичного рынка способствовали ослаблению конструкторской деятельности на автозаводе. Предприятие обанкротилось, но не прекратило своего существования. Пройдя через разные этапы, в том числе сборку иномарок, Ижевский завод стал собственностью АвтоВАЗа, продолжая массовый выпуск совершенно других автомобилей.