LADA (ВАЗ)

История легендарного автомобильного завода ВАЗ датируется далеким 1966 годом, когда в городе Тольятти началось строительство нового производства. Документацией, решением технических вопросов и подготовкой специалистов занималась известная итальянская компания Fiat.

Комсомол подхватил начало масштабной стройки, возведение завода пошло ударными темпами. В 1969 году начался монтаж станков и агрегатов, необходимых для производства автомобилей. Почти все крупные предприятия СССР того времени помогали поставками нужных материалов. Газеты пестрили заголовками о темпах строительства и героях стройки.

Весной 1970 года страна увидела первые автомобили Жигули - ВАЗ 2101. Производство развивалось ускоренными темпами и к октябрю того же года столица получила первую большую партию авто.

Интересный факт, что завод в Тольятти посещал Форд-младший. Это говорит о том, насколько значимым оказался проект для страны. В 1977 году предприятие получило Государственную премию по архитектуре.

Строительство и запуск производства проходили столь стремительно, что летом 1970 года был выпущен сотый ВАЗ 2101, спустя 3 года - миллионный. Правительство отметило успех завода орденом Трудового Красного Знамени. Темпы роста в 70-х годах составляли 660 тыс., в 2012 - 900 тысяч экземпляров ежегодно.

Модельный ряд автомобилей постоянно обновлялся. Появились следующие модели: Жигули, Самара, Нива, Спутник, Ока, Калина. Экспортный вариант Riva. Начиная 2016 года – Lada, Nissan, Renault, Datsun.

На предприятии негативно отразился кризис 2008 года. Росли долги, производство машин упало почти наполовину. Начались сокращения сотрудников завода, находящегося на грани банкротства и закрытия. Поскольку ВАЗ является самым крупным предприятием города Тольятти, допустить такое было невозможно. Благодаря финансовой поддержке государства, в размере 25 миллиардов рублей, завод остался на плаву. Но без сокращения персонала не обошлось. Четвертая часть сотрудников осталась без работы. Но и здесь нашли компромиссный выход. Половине уволенных работников предоставили досрочную пенсию. Подобный опыт решения проблемы впервые реализовали в России.

Все перечисленные меры по спасению предприятия оказались не эффективны, ввиду низкого качества автомобилей. Ситуацию спасло предложение концерна Renault разместить собственное производство на мощностях завода.

В 2010 году вступила новая программа Лада - качество, которая за три года подняла все основные показатели автомобилей в 10 раз. Эффективности данной программы способствовало участие специалистов из концерна Рено и Ниссан. В 2012 году создается совместное предприятие Alliance Rostec Auto BV и РОСТЕХ, в котором иностранный альянс контролирует 50% акций госпредприятия.