ЛуАЗ

Название марки ЛуАЗ соответствует заводу-изготовителю - Луцкий автомобилестроительный завод. Хотя придуман будущий ЛуАЗ 967 был на ЗАЗ (Запорожском автозаводе). Последние 2 цифры модели обозначают год начала серийного выпуска на заводе, одновременно переименованном из ЛуМЗ (машиностроительного). Модель 967, периодически модернизируемая, изготавливалась с 1961 по 1989 год. Эти машины использовались не только в гражданских целях, но и оказались необходимы советской армии в 1969 году.

На основе 967 автомобиля был создан уникальный для СССР транспорт - Луаз 969, Волынь. Малолитражки с последующими модификациями 969 В, 969 А, 969 М обладали повышенной проходимостью, удовлетворяя потребностям сельских жителей. До 1975 данные экземпляры комплектовались двигателем МеМЗ 969 мощностью 30 лошадиных сил и рабочим объёмом меньше 1 литра (877 кубиков), затем МеМЗ 969 А с увеличенной до 40 л. с. мощностью и объёмом 1197 кубических см, достаточным для загородных дорог.

ЛуАЗ 969 В, он же ЗАЗ 969 или ЛуМЗ 969 В, был первым переднеприводным автомобилем в СССР, внедорожником для мирных граждан. Комфорт и внешние характеристики были далеки от идеала, но для сельских жителей эти факторы были вторичны.

Серийное производство модификации ЛуАЗ 969 А с новым двигателем МеМЗ 969 А началось в 1975 году. Небольшим внешним отличием от ЗАЗ 969 и 969 В было окошко в тенте.

Пилотная модель ЛуАЗ 969 М с увеличенным до 100 000 км пробегом вышла в ноябре 1977 года. Автомобиль имел достаточно отличий от предшественников: форма, конструкция и отделка кузова стали более современными, поменялись фары, был заменён аккумулятор, максимальная скорость увеличена до 85 км/ч. Двигатель остался прежним. Этот автомобиль получил ряд премий на международных выставках.

С 1979 по 1992 гг. выпускался незаменимый на аэродромах ЛуАЗ 2403, автотягач для буксировки летательных аппаратов и багажных тележек. В 1991 стартовало производство ЛуАЗ 1302 с двигателем МеМЗ 245 201 К. Инженерам удалось снизить расход топлива, улучшить динамику и сделать шумо- и виброизоляцию. Произошли небольшие внешние изменения. Обновилась панель приборов. Производство завершилось весной 2002 года.

Сейчас автомобили под маркой ЛуАЗ не выпускаются, в 2014 году завод был переориентирован на сборку автобусов.